- Политическое общение: психологические исследования
- Переход человечества в XXI в. ознаменовался актуализацией в полит., эконом. и межд. отношениях, рядом кризисов и конфликтов. Полит. реальность требует от человечества пересмотреть прежний миропорядок и начать строить такую модель миропорядка, к-рая обеспечивала бы условия для мирного, устойчивого развития всех государств и регионов в глобальном и взаимозависимом мире. Осн. чертами нового мироустройства должны быть, прежде всего, безопасность, справедливость, демократия, коллегиальность решений и партнерство как в полит., социальной, так и в эконом. сферах. В нашем словаре будут отражены психол. аспекты полит. и эконом. коммуникаций как внутри страны, так и за рубежом. Одними из важнейших субъектов полит. коммуникации являются полит. лидеры, полит. партии, группы электората и информационная среда, создающая возможность полит. дискурса. Необходимо учитывать различие между понятием харизмы, популярность и пассионарность, а также категориальную структуру восприятия полит. лидера разл. группами электората, механизм принятия решения человеком в ситуации многоальтернативного выбора, механизмы воздействия и манипуляции в рамках полит. технологий. Существенным аспектом в этом плане также является различие «черного», «белого» и «серого» PR-технологий, особенности категорий имиджа, образа, репутации и авторитета в полит. О., технологии репутационного менеджмента в социальных коммуникаций. XXI в. ознаменовался возникновением новых форм взаимодействия в политике и внедрением психол. науки в СМИ. С сер. XX в. начались серьезные прикладные и фундаментальные исследования в области изучения взаимодействия полит. субъектов и механизмов, регулирующих отношения людей в процессе создания матер. и духовных ценностей в области СМИ. Появились формы интервью «без галстуков», отбор полит. субъектов, описание компетенций, т. е. умений и знаний человека для выполнения для опр. рода работы в области медиакоммуникации, взаимоотношения людей в творческих коллективах, занятых в полит. технологиях. Бурное развитие науч.-техн. прогресса поставило человека перед серьезной проблемой адаптации его психофизич. возможностей к новому типу машин и механизмов, создающих медийный дискурс. Возникли новые типы психол. области - психология PR, таймменеджмент, психология имиджа, психология рекламы. Лит.: Дюверже М. Политические партии. М., 2007; Политология: учебник / Мельвиль А. Ю. (и др.). М., 2009; Лебедев С. А. Философия социальных и гуманитарных наук. М., 2006 ; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. Л. В. Матвеева
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.